Поддержать нас
Беларусы на войне
  1. Доллар по три рубля и ниже — новая норма: что будет с курсом в начале октября? Прогноз по валютам
  2. «Сказали, из-за моего TikTok ему министр ночью звонил». Беларуска — о том, как сейчас ведут себя силовики и за что могут задержать
  3. Синоптики объявили желтый уровень опасности на первую половину вторника
  4. Полет вслепую. Рассказываем, как малярная лента на обшивке самолета убила 70 человек над океаном
  5. Сборная Беларуси по футболу победила в официальном матче — до этого не получалось 12 раз
  6. «TikTok, Threads, Telegram и прочее». Крутой рассказал, чем будет заниматься бывший начальник Генштаба Муравейко в Администрации Лукашенко
  7. США исключили из санкционного списка умершего экс-министра транспорта Беларуси
  8. «Пауза после ссоры и игнорирование партнера не одно и то же». Что делать, если у мужчины и женщины разные способы переживать конфликт
  9. Названы сроки запуска скоростного поезда в минский аэропорт
  10. В новополоцкой колонии умер психиатр Игорь Постнов
  11. Даже если у вас была квартира до брака, она может стать совместным имуществом. Нотариус рассказала, в каких случаях
  12. Отсидевшая за комментарий по «делу Зельцера» беларуска высказалась в Threads. Там не все поверили, что подобное может быть в Беларуси


В 2023 году в Беларуси введут налог на профессиональный доход. Собрали в один текст основную информацию по этому сбору. Кто сможет перейти на этот налог, а кто — нет, а также надо ли самому рассчитывать сумму сбора, до какого числа уплачивать.

Снимок носит иллюстративный характер

Какие платежи заменяет налог на профессиональный доход

Уплата нового сбора заменяет:

  • подоходный налог с физлиц;
  • сбор для ремесленников;
  • единый налог с ИП и иных физлиц;
  • обязательные страховые взносы в бюджет ФСЗН.

Какие ставки налога

Для тех, кто работает с физлицами, налог составит 10%. Такая же ставка для работающих с юрлицами, но до определенного размера выручки (60 тысяч рублей), а после обозначенного порога налоговый сбор будет в два раза выше — 20%. Повышенный налог начнет действовать с суммы превышения, то есть с того, что больше 60 тысяч рублей.

Для кого предусмотрены льготы

Первые 2000 рублей, которые поступят от профессионального дохода, не будут облагаться налогом.

«Для плательщика, являющегося получателем пенсии, ставка налога с 10% (20%) фактически уменьшается до 4% (8%) за счет освобождения от уплаты обязательных страховых взносов в бюджет ФСЗН», — поясняют налоговики.

Кто сможет перейти на новый налог, а кто — нет

Правительство в первой половине декабря этого года определило, кто сможет перейти на налог на профессиональный доход. Список этих видов деятельности прописан в постановлении Совмина № 851.

К примеру, налог на профессиональный доход будет распространяться в том числе на ремесленников и тех, кто занимается агроэкотуризмом. Перейти на этот сбор смогут также физлица, которые занимаются продажей на торговых местах продукции цветоводства, декоративных растений, их семян и рассады, животных (исключение — котята и щенки), собственных хлебобулочных и кондитерских изделий, готовой кулинарной продукции. Котят и щенков можно продавать, работая на налоге на профессиональный доход, при условии, что у продавца есть домашние животные (собаки, кошки).

Под новый сбор попали также многие услуги. Подробный список можно посмотреть по ссылке.

Но некоторые виды деятельности чиновники «забыли» включить в этот список. К примеру, в перечень услуг, которыми можно заниматься на налоге на профессиональный доход, не включили услуги по здравоохранению и образованию, а также по оказанию психологической помощи.

В списке также не значатся те, кто занимается разработкой программного обеспечения.

Не попали в этот перечень и те, кто оказывает услуги по техобслуживанию и ремонту автомобилей и мотоциклов. Также в списке не значится деятельность актеров, танцоров, музыкантов, исполнителей разговорного жанра, которые выступают индивидуально. В перечне не оказалось и тех, кто оказывает услуги тамады.

Что нужно сделать, чтобы перейти на новый налог

Самозанятый будет подавать данные через специальное приложение «Налог на профессиональный доход». «Физическое лицо, изъявившее желание перейти на применение налога на профессиональный доход, обязано до начала осуществления деятельности установить на свой смартфон или компьютер приложение „Налог на профессиональный доход“. Проинформировать налоговый орган через приложение „Налог на профессиональный доход“ о применении налога на профессиональный доход», — уточняют в МНС.

Надо ли самому рассчитывать налог

Самостоятельно рассчитывать налог на профессиональный доход не нужно. «Применение налогового вычета, размер ставки и другие особенности расчета полностью автоматизированы. Также не требуется представление налоговых деклараций, — поясняют в МНС. — Для того чтобы узнать сумму налога к уплате от плательщика требуется только формирование в приложении „Налог на профессиональный доход“ чека по каждому доходу, полученному от осуществления деятельности с применением налога на профессиональный доход».

В какие сроки надо уплачивать налог

Налоговики будут каждый месяц выставлять сбор — до 10 числа следующего месяца, который идет за истекшим. Сумма будет отображаться в приложении «Налог на профессиональный доход». Оплатить сбор надо будет до 22 числа.